Алхимики

Несмотря на то, что в книге «Медная далла из Кордовы» не развивается тема алхимии, я поместила ученого аль-Маджрити в центр внимания именно как алхимика и только потом как волшебника. Средневековые ученые тесно связаны с феноменом мистического, духовного, или, лучше сказать - божественного. Сейчас трудно найти описание ученых-алхимиков, где было бы сказано, что они занимались магическим искусством, но все же алхимия таковой и являлась. Не для нас, а для людей той эпохи (возьмем хотя бы период IX-XII вв). Вот, например, в книге «Биографии древних» автор добавляет к имени Парацельса: «Адепт алхимии, каббалы и магии» (М.П. Холл, Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии). Отсюда мы видим, что этот великий ученый был не только алхимиком, но и владел искусством вызывания духов, о чем, в числе прочего учит Каббала.

Про эту древнюю науку можно писать очень долго и очень много. Мне придется отдать дань традиции и кратко пояснить, что же такое алхимия. Написано много статей, научных работ, но есть одна главная мысль, которая является основополагающей при понимании сути алхимии. Эта мысль запечатлена на изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста (отрывок):

 

- То что вверху, то и внизу.

 

К сожалению, при изучении истории алхимии этой важной «ступеньке» отдается мало внимания.


По-другому эту мысль можно зафиксировать так:

 

- Что истинно в высшем, то истинно в низшем.

 

Алхимия - наука о преумножении (знания, духовной составляющей личности) и превращении (материального, вещественного). Она учит, что Бог есть во всем.

Почему алхимики пытались получить золото? Золото издревле считалось божественным, нетленным металлом. Считалось, что оно может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу.

Три символические субстанции алхимии: ртуть, сера и соль.

 

 

Не буду вдаваться в историю алхимии, заинтересованных отсылаю к великолепной книге: Ю. Родченков. «Двадцать веков алхимии. От псевдо-Демокрита до наших дней», Спб, 2019. В данной статье меня интересует арабское средневековье. Арабская алхимия X-XII веков тесно связана с астрономией, которая в свою очередь не отделима от астрологии.

Первыми астрологами в арабских халифатах были люди не арабского происхождения: греки, персы (в Персии астрология была наиболее развита).

Интересно, что все телесные и психические болезни (даже депрессия - усиление черной желчи, меланхолия) арабские врачи считали нарушением четырех основных элементов. Также типы характеров, которые мы знаем (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) относились к этим элементам (источник: лекция «Арабский Гермес: Алхимия, Астрология, Теургия. 7 апр. 2022. Розов В. А. «Гермес Трисмегист и арабо-мусульманские науки о небесных силах»).

Рассматриваемый период был временем расцвета оккультных наук. По-видимому, люди увлекались этой наукой и обращались за помощью к колдунам и раньше, так как в Коране и в других религиозных книгах ислама мы видим осуждение тех, кто занимался магией:

«А когда пришли колдуны, Муса (Моисей - прим.автора) сказал им: «Бросьте то, что вы хотите бросить!» Когда же они бросили, Муса сказал: «То, что вы совершили, — колдовство. Поистине, Аллах уничтожит его; ведь Аллах не устраивает дела распутников!» (Йунус, 80-81)

 

Слева - два ангела Харут и Марут, по мусульманским легендам, наказанные за то, что поддались искушению и начали учить людей колдовству

Вавилон (халдеи) считался местом, откуда исходит магия и колдовство и где люди были искушены в общении с потусторонними силами.

 

Отрицательный герой в книге «Медная далла из Кордовы» - чернокнижник Измаэль и есть халдейский колдун, он использует черную магию и воскрешает своих помощников, забирая их души. Страбон писал о халдейских магах как о великих «Звездных поклонниках». Некроманты в Вавилоне именовались шаэтэмму, а духи умерших - этэмму. Конечная цель Измаэля - соединение элементов в купели бога Мелькарта (смотри - Финикийский след).

 

Магические искусства арабских алхимиков можно проследить в средневековом сборнике текстов «Пикатрикс». Автор неизвестен, хотя современники этого труда указывали на аль-Маджрити. Не совсем понятно, почему он не мог быть его автором, опровержение не доказано.

 

Пикатрикс также цитируется в романе. Мария в Меските использует заклинание из этого сборника, который тесно связан с астрологией: в определенные дни влияния планет из определенных элементов (которые связаны с этими же планетами), призывались духи планет или стихий и создавались талисманы (либо призывались духи для помощи). Перевод Пикатрикса на русский язык можно найти в интернете, но для интереса изложу отрывок из одного магического рецепта:

«Кровь, извлеченная из левого пальца, когда Луна с Солнцем, и в другой раз, когда Луна с Венерой - это вызывает любовь» (Пикатрикс. Перевод с английского:  Харуна И.В. Новгород, 2015).

 

Приведу интересный отрывок из работы арабского ученого Ибн Сухайда, XI век, благодаря которому мы можем составить представление о том, чем могли заниматься средневековые алхимики и какую они преследовали цель (Х.Верде, статья «Науки в аль-Андалузском Халифате, 2010,  http://identidadandaluza.wordpress.com/2010/06/08/las-ciencias-en-al-andalus-el-califato, текст сокращен). По моему мнению, нижеприведенный отрывок это часть определенного ритуала или таинства (на что ссылаются необычные диалоги).

 

«Ибн Сухайд говорит:

«В то время я много разговаривал с моим другом Абу Абдаллахом аль-Фаради. Мы занимались разными науками: историей, юриспруденцией, медициной, алхимией и философией. Однажды я отправился на его поиски, чтобы немного развлечься и поговорить с ним. Я подошел к его дому, и тут же на меня набросился молодой мальчик. Я столкнулся с ним, и он воскликнул:  «Как долго я ждал тебя!». Он шел впереди меня, а я следовал за ним, пока мы не достигли почерневшей комнаты, полной паров, которые казались кусками облаков, и в которых чувствовался неприятный запах мышьяка, серы, киновари. 

 Я обернулся и вдруг увидел груды угольков, золотодобывающую технику и черных и желтых людей. Я убежал в другую комнату, в которой было множество рабочих, похожих на призраков: казалось, что это были ангелы смерти; черные, в руках у них были крюки, и они выстраивались в ряды, держа молоты. 

 

Увидев меня, они закричали: «Этот незваный гость нас позорит! Давайте избавимся от него немедленно!»  Когда я увидел себя на пороге смерти и испугался, что они приведут в исполнение свое решение, я расхохотался и упрекнул их: «Разве ты не знаешь, кто перед тобой?»

 

Они ответили: «Кто ты?» Я сказал: «Я тот, кто берет слюду и измельчает ее молотом, кто расщепляет сущность вещей разумом, и кто приносит радость родителям, возвещая о рождении их детей». Они спросили: «Ты используешь огонь или воду

Я ответил: «И то и другое одновременно с воздухом».

 

сказали: «Ради бога! Тебя вот-вот сожрут и ты умрешь скверной смертью». Я спросил: «Где Абу Абдаллах аль-Фаради?» Они ответили: «Он был заперт для очистки воды яиц и дистилляции крови для изготовления настойки философского камня».

 

Выделенные в тексте жирным фразы относятся непосредственно к работе алхимиков.

Ученые указывают на статую мудреца, держащего табличку древних алхимических знаний. (Иллюстрация из стенограммы книги Мухаммеда ибн Умаила ат-Тамими. «Серебристая вода»), XIII век.

Фотографии заимствованы из открытых источников в интернете

Все статьи сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Напоследок приведу еще один отрывок уже из европейского манускрипта XVII века, так как он, по моему мнению, также дает представление о работе алхимиков:

Рисунок из сборника «Алхимические фигуры Клавдия де Доминикано, 1606 (цит. по: М.П. Холл, Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии):

Лист 22.

Стих наверху: «Эта группа состоит из трех камней: лунного, солнечного и меркуриального».

 

На бутылке: «Растворение, обжиг, возгонка завершают инструкцию». В основании: «Вымой, заморозь и осади».

 

Три силы философского камня символизируются головами херувимов в круге наверху.

Пирамида львов от Андреаса Либавиуса, Алхимия ,

Франкфурт, 1606 (раскрашена). Алхимическая свадьба